Как известно, первые упоминания о парфюмерии связаны с  Древним Египтом, с богами и жертвоприношениями. Доподлинно известно, что парфюмерией пользовались в Библейские времена — в Библии есть несколько упоминаний об использовании ароматических масел.

Слово «парфюм», используемое нами сегодня, происходит от лат. per fumum, то есть, через дым. Парфюмерия, или искусство создания духов, началась в древней Месопотамии и Египте и была далее развита в Древнем Риме и Персии.

Изначально все духи изготавливались из натуральных компонентов, но с развитием химической промышленности появилась возможность создавать и смешивать синтетические вещества, что значительно расширило поле для фантазии парфюмеров, а также сделало их творения более доступными. Но сегодня натуральные ароматы вновь обретают популярность.

Чем отличаются синтетические компоненты от натуральных?
Натуральные ингредиенты получают из растений и смол без химического вмешательства в их структуру, синтетические – это продукты химической переработки нефти и смол. На этикетке их обозначают сложными названиями вроде 1,3-диенил метаналь, цитронеллол и т. п. На коже натуральные и синтетические ароматы ведут себя по-разному. Первые на каждом человеке звучат по-своему: натуральные компоненты вступают в химическую реакцию с запахом тела, уникальным, как ДНК, и в результате образуется неповторимый аромат. Синтетика же безлика и на всех пахнет одинаково.

Все известные духи нашего времени и века минувшего в большей или меньшей степени содержат синтетические составляющие. Парфюмерная легенда и самый продаваемый в мире аромат Chanel № 5 был бы невозможен без синтетических альдегидов. 

"Благодаря синтетическим молекулам парфюмерия развивается, иначе бы все до сих пор пахли, как в ХІХ веке, "чистой розой", — говорит Жан-Клод Элена, ведущий парфюмер дома Hermes.

Согласно правилам, у натуральных и скроенных в лаборатории компонентов своя функция в пирамиде. Синтетика создает базу аромата и наделяет его таким свойством, как шлейфовость. Природные экстракты придают парфюму глубину и объем.

Завист ли стоимость парфюма от его компонентов?
Существуют дешевые натуральные материалы и дорогие синтезированные. И наоборот. Большинство душистых растений требует особого ухода, да и собирают их вручную. Поэтому выращивают эфироносы, как правило, мелкие фермеры. Поля лаванды или мяты распадаются на десятки частных наделов. У их владельцев скупают урожай местные фирмы-трейдеры, а с ними уже ведут переговоры международные парфюмерные компании.

Около пяти лет назад фермеры решили, что выгоднее сажать рапс вместо пачулей. Пачули исчезли с рынка, и цена на их эфирное масло тут же подскочила. Или в какой-то момент в Индии вырубили почти весь сандал, который нужно растить десятилетиями, прежде чем он даст пригодный для парфюмерии урожай. Естественно, стоимость этого драгоценного сырья сразу стала космической. В химии свои нюансы.

Львиная доля синтетических ингредиентов стали дешевыми лишь потому, что ученые потратили массу сил на разработку доступного метода их синтеза. Например, на создание галаксолида — самого популярного вещества с мускусным запахом, у крупнейшей мировой корпорации по производству аромахимикатов ушло 15 лет. Именно поэтому это соединение дешевле аналогичного мускона стоимостью несколько тысяч долларов за килограмм. Многие вещества с запахами амбры и мускуса имеют очень сложную структуру и, как следствие, их синтез трудоемок и дорог.

Отличается ли стойкость натуральных и синтетических ароматов?
Стойкость зависит от летучести вещества, а не от натуральности происхождения компонента. Например, натуральное масло бергамота и его синтезированный аналог линалилацетат одинаково испаряются с поверхности кожи – примерно за двадцать минут. Если вспомнить школьный курс химии, то легкие молекулы более летучи, чем тяжелые. К первым относятся вещества с запахом зеленой травы, цитрусовых, акватические ноты. А вот мускусные или древесные аккорды будут держаться дольше. И, безусловно, продолжительность «звучания» аромата зависит от его концентрации. Самые стойкие – это духи, затем парфюмированная вода, туалетная и дезодорант.

Восприятие аромата.
Ни один аромат не будет пахнуть на коже человека так же, как на бумажном тестере в магазине. Вариативность звучания связана со скоростью испарения компонентов и еще сотней факторов: от температуры и типа вашей кожи до индивидуальной психологической реакции на определенные ингредиенты и влажности в помещении. Поэтому раскрытие и восприятие аромата всегда сугубо индивидуально, хотя в целом, парфюм всегда узнаваем.